Как только наш малыш родился, неугомонные врачи, немедленно начинают обследование маленького человечка. Замеряют, взвешивают, рассматривают со всех сторон, загоняя наших детишек в рамки, которые прописаны в нормах развития.
Развитие наших детей обусловлено наследственностью, правильностью и составом питания, ну и нашей с вами окружающей средой. Наследственность отражается обычно на росте наших детей.
Но, пожалуй, самое важное это правильное и качественное питание наших малышей. От правильного питания зависит полноценное развитие ребенка — вес, и нормальный рост.
Под нормальным и качественным питанием я подразумеваю обязанность мамы кормить грудью первый год жизни наших малышей, с постепенным добавлением прикорма.
Придерживаясь норм приведенных ниже в таблицах, вы сможете четко контролировать процесс развития наших малышей до года, избегая перекармливания, которое в свою очередь ведет к нежелательным результатам.
Чтобы оценить развитие ребенка обычно измеряют рост и вес ребенка. Но еще не маловажно отслеживать и окружность головки деток. Так как развитие мальчиков и девочек протекает по-разному, они выделены в отдельные колонки.
Ниже приведена таблица роста и веса детей, а также таблица нормы окружности головки ребенка.
Желаю всем, чтоб детки росли, всесторонне развивались и никогда не болели. Надеюсь, что информация будет вам полезной.
Нормы физического развития ребенка до года
Данные детей до года контролируются ежемесячно с точным учетом указанного интервала. У малышей от года до двух прибавка в весе отслеживается раз в 8 недель, что и считается эталонным показателем.
Наибольший темп увеличения массы тела ребенка характерен для первых трех месяцев его жизни. Сколько должен набирать массы новорожденный, можно посмотреть ниже.
Чтобы воспользоваться таблицей, стоит знать, как взвешивать новорожденного правильно. Перед включением весов нужно убрать с чаши все посторонние предметы, иначе вы получите искаженные данные.
Хотя вы можете оставить на ней пеленку и затем нажать кнопку «Тара», чтобы обнулить результат. Укладывать младенца в чашу весов надо в состоянии покоя, чтобы зафиксировать точные цифры, которые затем можно сравнить с «идеалом».
К полугодовалому возрасту ребенок увеличивает свой начальный вес примерно в два раза, к году – в три раза. Но, следует учитывать, что это лишь условные нормы: каждый ребенок индивидуален в физиологическом развитии.
Набор веса — процесс, требующий учета множества факторов: условий, в которых протекало формирование организма ребенка во внутриутробном периоде, условий, в которых проходили роды.
Так, например, недоношенные дети, как правило, растут быстрее доношенных, активно добирая то, что не успели получить в утробе матери.
Как набор веса оценивают педиатры? Специалисты производят оценку увеличения показателей массы в соответствии с ростовыми параметрами по специальным центильным таблицам набора веса новорожденного, учитывающим множество параметров.
Суть такой оценки заключается в том, что индивидуальные антропометрические показатели ребенка (рост, вес, окружность головы, а также грудной клетки) сравниваются со стандартными величинами, получаемыми при массовых обследованиях детей.
Сами центильные таблицы представляют собой некую математическую фотографию распределения большого количества детей по соответствующим возрастающим показателям.
Подобное исследование гармоничности физического развития малыша несложное, поскольку в нем исключены расчеты, но сами таблицы довольно громоздкие и для выбора цифр необходимо затратить большое количество времени.
Но есть и противники центильных таблиц, считающие данный метод оценки устаревшим.
Так или иначе грамотно оценить развитие ребенка может только педиатр, который ведет за ним регулярное наблюдение, а метод оценки остается на его усмотрение.
Таблица 1 – Нормы веса для детей до года
Возраст ребенка по месяцам | Вес ребенка в килограммах | Допустимые отклонения +/- в килограммах | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
1 | 4,300 | 4,100 | 0,750 | 0,550 |
2 | 5,100 | 4,800 | 0,900 | 0,650 |
3 | 5,800 | 5,400 | 1,000 | 0,750 |
4 | 6,600 | 6,000 | 1,000 | 0,800 |
5 | 7,200 | 6,700 | 1,100 | 0,900 |
6 | 7,900 | 7,400 | 1,200 | 1,000 |
7 | 8,400 | 8,000 | 1,200 | 1,050 |
8 | 8,800 | 8,500 | 1,250 | 1,050 |
9 | 9,200 | 8,900 | 1,300 | 1,100 |
10 | 9,700 | 9,300 | 1,300 | 1,100 |
11 | 10,200 | 9,600 | 1,300 | 1,100 |
12 | 10,400 | 9,800 | 1,350 | 1,150 |
Таблица 2 – Рост детей до года
Правильно измеряется рост ребёнка до года горизонтальным ростомером, когда педиатр придерживает ножки малыша, прижав легонько на колени, и придвинув планку ростомера к стопам, согнутым под углом 90˚.
Возраст ребенка по месяцам | Рост ребенка в сантиметрах | Допустимые отклонения +/- в сантиметрах | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
1 | 54 | 53 | 2,7 | 2,9 |
2 | 57 | 57 | 2,8 | 3,0 |
3 | 59 | 59 | 2,8 | 2,8 |
4 | 62 | 61 | 2,9 | 2,8 |
5 | 64 | 64 | 3,0 | 2,6 |
6 | 66 | 66 | 3,0 | 3,2 |
7 | 68 | 68 | 3,0 | 3,2 |
8 | 70 | 69 | 3,2 | 3,3 |
9 | 72 | 71 | 3,5 | 3,3 |
10 | 73 | 72 | 3,9 | 3,2 |
11 | 74 | 73 | 3,4 | 3,2 |
12 | 76 | 74 | 3,7 | 3,3 |
Таблица 3 – Окружность головки детей до года
Возраст ребенка по месяцам | Окружность головки ребенка в сантиметрах | Допустимые отклонения +/- в сантиметрах | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
1 | 37 | 37 | 1,9 | 2 |
2 | 39,2 | 38,6 | 1,8 | 2,2 |
3 | 40,6 | 39,9 | 1,9 | 2,3 |
4 | 41,9 | 41,1 | 1,8 | 2,2 |
5 | 43 | 42,1 | 1,9 | 2,3 |
6 | 44 | 42,9 | 2 | 2,3 |
7 | 44,9 | 43,9 | 2,1 | 2,3 |
8 | 45,5 | 44,6 | 2,1 | 2,3 |
9 | 46,1 | 45,2 | 2,2 | 2,4 |
10 | 46,7 | 45,8 | 2,2 | 2,4 |
11 | 47,3 | 46,3 | 2,2 | 2,4 |
12 | 47,7 | 46,6 | 2,3 | 2,5 |
Развитие детей раннего возраста
Все родители мечтают, чтобы их ребёнок рос здоровым, счастливым, а также всесторонне развитым.
И начинают прилагать массу усилий по этому самому всестороннему развитию, записывая малыша чуть ли не с пелёнок во всевозможные кружки, секции, школы развития, загружая огромным количеством информации неокрепшее сознание.
Боясь что-то упустить, они пытаются объять необъятное, не учитывая возраст ребёнка и лишая тем самым малютку нормального детства.
Так что же нужно знать молодым родителям о развитии детей раннего возраста, чтобы не допустить подобных ошибок?
Прежде всего, малыш должен расти в семье, где его любят.
- Родители должны быть заинтересованы жизнью ребенка, его потребностями и интересами.
Они должны сделать малыша счастливым! Развитие детей раннего возраста основано на взаимопонимании мамы и малыша, и огромную роль здесь играет грудное вскармливание, которое позволяет наладить тесный контакт матери и ребёнка с рождения.
- Окружающая обстановка также играет немаловажную роль в развитии.
Сделайте комнату ребёнка светлой, веселой и интересной! Обязательно развесьте по стенам рисунки, обучающие картинки, наполните комнату различными игрушками для развития тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.
- Развитие детей раннего возраста немыслимо без физической активности – отведите в комнате уголок, где малыш сможет попрыгать и порезвиться.
Это поможет карапузу изучить себя, вырасти сильным, крепким и уверенным в себе. Развитие детей раннего возраста невозможно без игр. Они должны соответствовать возрасту ребёнка, его потребностям на данном этапе развития.
Не думайте, что ребёнок будет развиваться сам по себе – родители должны принимать активное участие в играх с малышом, быть искренне заинтересованы в процессе игры!
Маленький человечек очень хорошо чувствует фальшь: если мама не хочет играть, зачем это мне? (подробнее об играх читайте здесь)
- Общение чрезвычайно важно для развития детей раннего возраста.
Старайтесь побольше говорить с крохой, называйте все окружающие предметы, описывайте явления, указывайте характеристики.
Но не давайте малышу лишних знаний, которые просто лягут «мёртвым грузом» на дне его памяти. Информация должна быть важной для жизни ребёнка «здесь и сейчас».
Например, увидев на улице собаку, скажите малышу, что это хорошая, красивая собачка, какой у неё хвостик, какие ушки, как она лает «гав-гав», бегает по дорожкам, но не сообщайте ему о том, что это плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых!
Выбирая методику развития, не стремитесь объять необъятное. Лучше подобрать одну методику или сочетание двух-трех близких методов раннего развития – так вы будете последовательнее в своих действиях.
Не нужно приобретать несчётное количество пособий и развивающих материалов, потому что от многообразия методов малыш только запутается.
Лучше сделать акцент на разнообразие форм и средств обучения и развития: игры, плакаты, карточки, пособия, видео, музыку.
Проделывайте задания вместе с ребёнком, после чего просите его повторить то же самое. Идите от простого к сложному, а затем – к очень сложному.
Но если малыш не справляется, то подождите, не торопите события, так как маленькому человечку нужно время, чтобы обдумать порядок действий.
В случае полной неудачи не расстраивайтесь и тем более не ругайте кроху, а просто отложите игру или занятие на некоторое время, ведь вы не участвуете в соревнованиях «кто быстрее».
И не ругайте себя, если вы с малышом не проделали какое-то упражнение, потому что лучше делать по чуть-чуть, чем совсем ничего.
Помимо этого, карапузу просто может понравиться какое-то упражнение, и он захочет делать его снова и снова.
Ничего страшного! Это даже к лучшему, ведь так кроха закрепит материал или навык и проявит себя. Не заставляйте малыша делать задания, если он не хочет или плохо себя чувствует, так как это принесёт только вред.
Не зацикливайтесь только на одной стороне развития детей раннего возраста, будь то эстетическое, физическое, речевое или какое-то другое – ведь лучше показать ребёнку многообразие этого мира, чем вести в одном направлении.
Не нужно заниматься с малышом круглосуточно, оставляйте время для отдыха, чтобы ребёнок мог усвоить новые знания и закрепить навыки.
Поощряйте его инициативу, радуйтесь самым незначительным достижениям, хвалите кроху, дайте свободу творчеству – это принесёт ощутимые плоды в развитии вашего малыша!
Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года
Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.
Возраст | Речевое развитие | Двигательное развитие | Психическое развитие |
1-1,5 месяца | Тихое гуление | Первые попытки приподнимания головы | Кратковременно следит взглядом за погремушкой |
2 месяца | В хорошем настроении понемногу гулит | Лучше координирует движения | Удерживает взгляд на движущемся предмете |
3 месяца | Длительное гуление | Уверенно держит голову | Поворачивается к источникам звука |
4 месяца | На смену гулению приходит первый лепет | Не отрывает взгляд от движущихся предметов | Отличает маму от посторонних |
5 месяцев | Лепечет, произносит слоги “ма, “па” | Самостоятельно переворачивается, ползает назад | Настораживается при чужих голосах |
6 месяцев | Активный лепет, воспроизводит простые слоги | Ползает “по-пластунски” | Проявляет эмоции радости и недовольства |
7 месяцев | Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. | Сидит с опорой, ползает вперед | Понимает интонацию, слово “нет” |
8 месяцев | Первые односложные слова | Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит | Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость) |
9 месяцев | Активное лепетание, новые слоги | Стоит и ходит с опорой, ползает | Понимает простые поручения |
10 месяцев | Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” | Садится из положения стоя, пытается ходить | Повторяет за мимикой взрослых |
11 месяцев | Выражает желания – “на,” “дай” | Поднимает предметы с пола, встает, приседает | Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела |
12 месяцев | Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” | Активно передвигается, ложится, встает, ходит | Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты |