Воспитание ребенка до года — сложная задача для неподготовленной пары. Родительство — одна из основных функций человека, делающих его счастливым. Однако наряду с моментами счастья, радости, нежности и заботы появляются и проблемы, сложности, сомнения.
Каждый родитель понимает, что теперь на нем лежит психологическая ответственность – вырастить и воспитать не только здоровую, гармоничную личность, но и достойного члена социального общества.
Поэтому краеугольным камнем, а не редко и камнем преткновения становится вопрос воспитания.
Психология малыша до 1 года
Притчу о мудреце, который ответил пришедшим к нему родителям, что они потеряли ровно столько времени для воспитания, сколько исполнилось их ребенку – знают все. Ее можно встретить повсеместно, и трактовки порой у нее самые различные.
Народная мудрость гласящая, что ребенка надо воспитывать пока он помещается в поперек кровати, а также повсеместная популяризация методик раннего развития детей – все это наталкивает родителей к мыслям о воспитании с самых первых дней жизни малыша.
В чем заключается воспитание младенцев? В чем особенности воспитания ребёнка до года? Какими методиками нужно пользоваться, что воспитать достойного человека? Куча подобных вопросов роится в голове у родителей. Начнем разбираться по порядку.
Воспитание малыша: основные моменты
Что бы воспитывать малыша до года, нужно определиться с самим понятием воспитания. Что для вас есть воспитание?
- научение малыша навыкам самообслуживания и гигиены (к году должен сам есть ложкой и проситься на горшок);
- применение различных интеллектуальных развивающих методик (обучение буквам, цифрам, азам чтения и др.);
- применение методик физического развития и закаливания (разнообразные гимнастики, йога для новорожденных, обливание водой, обучение плаванью с первых дней и др.)
- формирование у ребенка положительных привычек и предупреждение вредных (следить, чтоб не сосал пальцы, не разбрасывал вещи, засыпал самостоятельно, без укачивания и др.)
- поиск сферы, в которой «у него есть способности» (малышам дают краски, чтобы они рисовали, сажают за музыкальные инструменты, чтобы они играли, дают пластичные массы для лепки и др.)
- постоянное нахождение рядом с малышом и исполнение всех его желаний;
- стремление как можно раньше сделать из ребенка «самостоятельную личность», которая будет развиваться и расти и без
- присутствия рядом родителей (таких малышей родители никогда не берут к себе в кровать, не держат на руках, чтобы «не приучить к рукам», оставляют подолгу в манеже или кроватке, реагируют на крик и плач малыша тогда, когда могут, а не сразу).
Конечно, список толкований понятия «воспитание ребенка до года» можно продолжать и далее. Главное чтобы вы, как родитель, нашли свое толкование, поняли, зачем и почему вам нужно воспитывать ребенка, чего вы хотите добиться в процессе воспитания?
Каждый родитель преследует конкретную цель: кто-то хочет, чтобы ребенок стал к году самостоятельным, и его можно было быстрее отдать в садик, кто-то хочет видеть своего ребенка гением и готов сутками напролет возиться с ним, чтобы раскрыть его талант и способности.
Есть родители, которые прививают малышу свои пищевые и мировоззренческие привычки (например, кормят вегетарианской едой, каждую неделю посещают с малышом церковь, или не вводят естественный прикорм, выдерживая малыша полностью на грудном питании и др.).
Ответив себе на вопрос, какого результата я хочу добиться в результате воспитания, сразу ответьте и на ряд других вопросов:
- полезно ли самому малышу такое воспитание?
- Не вредит ли оно его развитию?
- Не является ли это вымещением своих подсознательных желаний? (Вдруг, не добившись больших высот в жизни, вы будете насильно заставлять малыша добиваться высоких целей, чтобы реализовать свои желания и нереализованные потребности?)
- Востребован ли в обществе такой результат?
К сожалению, очень часто, родители начинают воспитывать своих детей в угоду новомодным течениям, в угоду своим комплексам и нереализованным желаниям, в стремлении воспитать «супер-человека будущего века» и т.д.
Нередко слепо действуя чужим советам и рекомендациям, родители забывают об элементарных понятиях «любовь», «нежность», «забота».
Разбираясь в вопросах воспитания малышей до года, нужно, прежде всего, отталкиваться от своих взглядов и предпочтений, опираясь на особенности и индивидуальность вашего малыша.
Ошибочно предполагать, что ребенок до года ничего не понимает, так же, как ошибочно во всем ориентироваться только на его желания и требования.
Правила воспитания детей до одного года
В конце скажем о правилах, которые должны присутствовать в любом случае, какую бы стратегию поведения и воспитания вы не выбрали:
- любите малыша непредвзято, за то, что он есть, проявляйте свою любовь и заботу в эмоциях, взглядах, прикосновениях, а не в игрушках и вкусностях;
- выдерживайте «золотую середину», требуйте от малыша то, что ему по силам и не пускайте все на самотек.
требования, запреты и разрешения должны быть одинаковы у всех людей, окружающих малыша.
Если один и родителей будет играть в «хорошего», разрешать то, что не разрешает другой родитель (один разрешает руками лезть в тарелку, а второй нет), и будет минимизировать требования другого, это будет благодатной почвой для развития у малыша плохих привычек и патологических паттернов поведения.
В заключении хочется сказать, что целостную, гармоничную личность может вырастить и воспитать такая же, целостная, гармоничная личность, поэтому не забывайте про собственное развитие и личностный рост.
Не пытайтесь выместить свои комплексы, невротические проявления и другие проблемы в малыше.